Журнал SportBuild №9, декабрь 2019
На выставке «Иннопром 2019» в Екатеринбурге была представлена ледозаливочная машина «Форвард Макс», которую выпускает нижегородская компания «Форвард». Модель уже вызывает повышенный интерес у спортивных чиновников и собственников спортивных объектов. Она собрана исключительно из отечественных комплектующих, и при этом по качеству сопоставима с продукцией признанных мировых брендов.
Идея создать собственное производство ледозаливочных комбайнов возникла в Нижнем Новгороде неслучайно. С 2006 года по всей области при губернаторе Шанцеве начали массово строить физкультурно-оздоровительные комплексы с искусственным льдом, число которых в настоящий момент перевалило за тридцать. Подобные программы появились и в других субъектах РФ. И проблема подготовки качественного льда вышла на передний план. Ни одна ледовая арена не может эксплуатироваться без ледового комбайна. На российском рынке ледозаливочной техники за редким исключением доминируют мировые бренды Zamboni и Olympia – причем, значительная их часть завезена после длительной эксплуатации за рубежом со всеми вытекающими последствиями, отсутствием сервиса, запчастей и расходников. Стоимость новых импортных машин приемлема для владельцев профессиональных ледовых арен, но весьма ощутима для бюджета среднестатистического ФОКа. К тому же, значительная часть закупленной техники уже отработала свой срок и требует замены.
От идеи до реализации
Идейные вдохновители разработки отечественного ледового комбайна полного цикла, ничем не уступающего лучшим мировым образцам, Сергей Измайлов и Игорь Калинцев еще тогда, более десяти лет назад, проанализировали большое количество технических решений зарубежных производителей, прежде чем выработать собственные варианты. Благо для этого уже была хорошо подготовленная база, на которой производились спортивные автомобили собственной конструкции. Для начала было принято решение выпускать на имеющихся производственных мощностях в Нижнем раму и шасси, на которую установили подходящий по техническим характеристикам бензиновый двигатель производства Заволжского моторного завода.
«Мы решили создать свою модель: поездили по ФОКам, пообщались с операторами, инженерами, собрали материал, сформировали ТЗ, определились с дизайном будущей машины и в итоге сделали изделие, которое не повторяет ни Zamboni, ни Olympia, – рассказывает генеральный директор ООО «Форвард» Сергей Измайлов. – Систему управления гидравликой мы при помощи партнеров разработали и изготовили сами. В основе нашей конструкции стандартные российские мосты, гидромоторы и двигатель ЗМЗ».
Идея использовать в производстве исключительно российские агрегаты и комплектующие была продиктована общей экономической ситуацией в стране и, в частности, государственным стимулированием процесса импортозамещения. Это решение целесообразно и с точки зрения ремонтопригодности. Даже в отдаленных районах, где нет сервисных станций зарубежных брендов, ледовые площадки в ФОКах эксплуатируются каждый день, а ледозаливочные машины выезжают на площадку до 15 раз в сутки.
Испытание боем
Первый собранный экземпляр «Форвард Макс» успешно прошел обкаточные заводские и ходовые испытания «на отказ» – своего рода «Crash Test». Машину не жалели, поскольку необходимо было обнаружить все ее слабые места. В качестве испытательного полигона в сезон 2018-2019 годов была выбрана открытая ледовая площадка рядом с футбольным стадионом «Нижний Новгород» площадью 12 000 м². Был получен очень полезный эксплуатационный опыт, с учетом работы на естественном льду с большим количеством атмосферных осадков и температурных колебаний. А поскольку комбайн, как и его зарубежные собратья, рассчитан на стандартную ледовую арену площадью до 2 000 м², для обслуживания такой площади ему понадобилось совершать до 7 рейсов на один цикл обработки поверхности. Очень быстро заполнялся бункер для снега и заканчивалась вода для заливки. Эти обстоятельства подвигли компанию к разработке новой версии машины для работы на больших открытых площадках с естественным или искусственным льдом, большим запасом воды, увеличенным объемом снегового бункера и теплой кабиной оператора ледозаливочного комбайна.
Производство
После успешного прохождения всех этапов тестирования в июле 2019 года состоялся первый публичный показ машины на федеральном уровне – на главной промышленной выставке России – «Иннопром» в Екатеринбурге. На сегодняшний день компания уже выпустила и отправила потребителям два комбайна «Форвард Макс», заканчивается сборка третьей, в работе четвертая машина.
«Мы планируем реализовывать ледовые комбайны в России в рамках программы закупок по ФЗ №44 и ФЗ №223, – рассказывает коммерческий директор ООО «Форвард» Денис Абрамов. – В ближайшее время мы как российские производители получим акт Торгово-промышленной платы РФ, подтверждающий российское происхождение продукта, после чего начнем набирать производственные обороты. Главная причина этой уверенности заключается в том, что «Форвард Макс» собран исключительно из отечественных комплектующих, и это дает нам определенные преференции. Наши цены на 30% ниже зарубежных аналогов, а доступность запчастей гораздо выше».
Технологии
Задача конструкторов и технологов проекта «Форвард Макс» изначально заключалась в том, чтобы обеспечить оптимальный выбор необходимых комплектующих и правильно рассчитать необходимые параметры.
«Нам важно было грамотно распределить потоки гидравлической жидкости. В итоге мы создали принципиально новую гидросхему, которая работает от одного насоса и обеспечивает сразу пять контуров – причем, с разным расходом жидкости и разным рабочим давлением. Как показали тестовые и рабочие испытания, мы приняли верные технические решения», – считает технический руководитель проекта «Форвард Макс» Игорь Калинцев.
Однако в машиностроении нет пределов совершенству – доработки и конструктивные изменения происходят постоянно. Так, на финальной стадии разработки «Форвард Макс» была разработана и внедрена технология, которая существенно облегчила ход всей машины – для этого в конструкцию был добавлен дополнительный блок. Были также усовершенствованы и блоки распределения потоков активных приводов.
«В зарубежных моделях используют спаренный, двойной насос. А мы взяли один гидравлический насос, и уже потом разделили потоки. Самое главное заключалось в том, чтобы создать и обкатать собственную гидромеханическую платформу, а повесить на нее потом можно все, что угодно. В итоге у нас получилась выгодная в плане кинематики модель – именно за счет разделения потоков она более экономична: масло не греется, все уходит в работу. Хороший КПД» – заключает Игорь Калинцев.
Планы
По оценкам компании, объемы производства ледозаливочных комбайнов «Форвард Макс» в ближайшей перспективе можно довести до 50 машин в год. И если сегодня в фокусе Европейская часть России, то уже в следующем году коммерческий департамент планирует выстроить сервисную сеть «Форвард Макс» по всей стране, а в дальнейшем – выйти и на зарубежные рынки.
«Мы ориентируемся на массовое катание, ФОКи и детские хоккейные арены, – отмечает Денис Абрамов. – Качество подготовки льда нашей машиной всех устраивает. Учитывая то, что ледозаливочные машины работают по 10-15 лет, для собственников спортивных объектов это – долгосрочные инвестиции, которые в любом случае себя окупят».
Кстати
Нижегородский «Форвард» изначально специализируется на производстве красивых и полезных машин, которые помогают сделать спортивные праздники еще более привлекательными и кассовыми: уникальный дизайн и брендинг, один спецфургон или двухмодульный автопоезд (!), возможность онлайн-видеотрансляции мероприятия или рекламного контента. Такие интересные автомобили «Форвард» работали в фанзонах ЧМ-2018!
и мы обязательно вам перезвоним